Разработки

Конструктивные особенности акустики 21 века (новый принцип формирования звука)

Давно известно, что живой звук (колокол, скрипка, оркестр и т. д.) является объёмным и распространяется вокруг источника.

Для воспроизведения же записи используется знакомый всем громкоговоритель, который излучает только часть звуковой картины, отчего звук становится плоским, да и качество воспроизведения самим динамиком оставляет желать лучшего (до 20% динамических и фазовых искажений!). Больше 100 лет прошло с момента изобретения фонографа, но за всё это время сам принцип звукоизвлечения остался прежним. Как только не пытались улучшить качество звука динамика путём использования сложных фильтров, новейших материалов и технологий… С большим трудом искажения удалось снизить до 10%. В погоне же за «эффектом присутствия» были опробованы различные способы избавиться от плоского звучания: бифония(стерео), квадро, псевдостерео, – вплоть до абсурдных предложений выкладывать все стены в доме громкоговорителями и управлять их звучанием с помощью компьютера! …Наконец, остановились на стереозвуке, получив лишь… псевдообъём – и то в узком секторе т.н. стереобазы. Как действует на организм «Продукт, идентичный натуральному!», мы с Вами знаем не понаслышке… Исследования же в этой области показали, что стереозвук применим лишь для локального прослушивания (в наушниках) и то, при условии, что запись произведена максимально достоверным методом, что само по себе, – совсем непросто! Мало того, – доказано, что неизбежные фазовые, частотные и динамические искажения псевдообъёмного стереозвука наносят, дополнительно, ощутимый вред организму человека. Но, вряд ли Вам расскажут об этих исследованиях: законы рынка служат прибыли, а не людям… Повальное же увлечение шоуменов, применяющих крупнотоннажную аппаратуру следуя принципу «чем громче – тем круче!», похоже на соревнование… садистов и самоубийц: ведь при гиперваттной мощности супербасов на ночной дискотеке можно легко получить серьёзную травму внутренних органов.

Так есть ли выход из этого тупика?

1979 год. Ленинград. ВНИИРПА (Всесоюзный Научно-исследовательский Институт Радиоприёма и Акустики). Ведущиму инженеру акустической лаборатории Гладкову Б.В. наконец-то выдано Свидетельство на изобретение принципиально нового способа записи и воспроизведения звука. Объёмного звука по моно-каналу!

Позже эта система получит название «Резонатор академика Гладкова», и даже — «Генератор Здоровья» !  Но тогда, как это часто бывало, идею определили как ересь, причём очень опасную, а самого изобретателя уволили без выходного пособия… Впрочем, признание всё–таки было, но очень тихое, практически бесшумное (таков уж стиль КГБ!): Бориса Васильевича вызвали в Москву, где в известном Четвёртом Управлении Минздрава (клиника для «слуг народа») и была опробована опытная установка. Она там так и осталась, а супер–стереосистема «SONY» была убрана из кабинета психо-эмоциональной разгрузки по дружной просьбе «трудящихся»… Оказалось, что, находясь в узком секторе стереозоны, уже через 5-10 минут пациент начинает испытывать дискомфорт от «прикованности к стулу» и, как только он встаёт и начинает двигаться, – стереоэффект пропадает, заставляя слушать по отдельности то правый, то левый канал… Какая уж тут релаксация! Этот же, неизвестный ранее «чудо-ящик», выдавал живое и достоверное звучание в любой точке огромного Кабинета , создавая потрясающий эффект присутствия, – как если бы вы находились в концертном зале.

В чём же секрет «Резонатора»?!

Всё гениальное – просто! И это тот самый случай:

Оказалось, что достаточно повернуть колонку «лицом» к стене – и звук кардинально меняется, приобретая свойства объёмного! В процессе изучения этого феномена выяснилось, что форму и размер звукового поля можно менять, а если вместо стены (пассивного отражателя) поставить аналогичную колонку – эффект значительно усиливается. Так родилась идея получения достоверной звуковой картины.

Рабочая схема «Резонатора» выглядит следующим образом:

В этом случае диффузоры динамиков, взаимосвязаны воздушной средой и , действуя синхронно, образуют пульсирующий сфероид, диаметр которого зависит от расстояния «А» между излучателями. Подобно концентрическим кругам от брошенного в воду камня, звуковые волны расходятся от нашего сфероида, равномерно заполняя всё свободное пространство помещения. А за счёт 100% обратной связи между диффузорами происходит взаимокоррекция их колебаний (т.н. демпфирование). Это, в свою очередь, приводит к резкому снижению нелинейных и динамических искажений – менее 1%(!), – против 10-15% в обычных системах. Полностью отсутствуют сложные частотные фильтры (Вы их, наверное, видели внутри колонки), а, следовательно, отсутствуют и привносимые ими фазовые и прочие искажения … Отдача (громкость) увеличивается в 2-3 раза, что немаловажно, т.к. снижается подводимая мощность сигнала усилителя, сводя нелинейные искажения самого усилителя к минимуму.

А как же быть с многомиллионной «армией» ныне существующих стереосистем? Оказалось, что вопрос совместимости практически отсутствует: достаточно повернуть Ваши колонки на 90 градусов, «лицом» друг к другу и нажать кнопку «Моно» усилителя – звук сразу станет намного чище и объёмнее. А если не полениться и убрать ненужные фильтры, – достоверность передачи исходной фонограммы увеличится до 90-95%.

Надо отдать должное Борису Васильевичу Гладкову, который не остановился на достигнутом и продолжил свои изыскания, уже не как Заслуженный изобретатель СССР, но, без преувеличения, как выдающийся учёный.

Во-первых, он обнаружил, что резонатор обладает очень серьёзной особенностью: при том  включении громкоговорителей, которое обеспечивает вышеописанные качества новой акустики, между излучателями возникает т.н. стоячая волна, длина которой равна расстоянию «А» между ними. Таким образом, мы получаем не только фонограмму в виде пульсирующего сфероида, но и генератор стоячей сферической волны:

Наличие такого свойства привело к очень важному выводу :

     Резонатор может и оказывает, как минимум оздоровительное, действие на организм человека!

Это так  же просто, как и сама акустическая система: Если мы выберем длину стоячей волны равной длине Вашего позвоночника (около 76 см) , то, по закону резонанса, они начинают взаимодействовать. Так происходит микромассаж всех отделов позвоночного столба.

В простейшем случае, достаточно применение одного-единственного динамика, направленного «лицом» к стенке на том расстоянии до него, какое проще реализовать – главное, чтобы оно было кратно длине Вашего позвоночника (Н) по принципу удвоения или деления на два. Например: Н=76 см, тогда А1= 38 см, А2=19 см; А3=9,5 см …

Или А4= 152 см, А5= 304 см, А6= 608 см …

По этому принципу была создана стационарная модель «Крест», состоящая из трёх основных антропометрических составляющих :

На рисунке 76 см (позвоночник), 38 см (тело), 19 см (голова).

Как мы видим , – здесь присутствует феномен удвоения объёмов и, забегая вперёд*, необходимо отметить, что это свойственно не только строению человеческого тела, но и… построению всей нашей Вселенной!

В отношении модели «Обертон» (с двумя осями по 38 см) необходимо отметить ещё одно из её чудесных особенностей: яйцевидная форма звукового поля, создаваемого этой акустической системой, представляет собой … устойчивую модель биополя абсолютно здорового человека! При взаимодействии же реального биополя данного человека с жёстким эталонным, имеющиеся дефекты, естественно, устраняются. С помощью специальной аппаратуры и, специально же разработанной методики, — этот процесс можно контролировать непосредственно во время сеанса.

И ещё одна важная особенность: трудно поверить, но оказалось, что система продолжает свою работу, будучи… отключенной. Секрет прост и кроется в микрофонном эффекте: любой посторонний звук в помещении вызывает колебания диффузоров динамиков, что, как мы уже знаем, опять-таки формирует стоячую волну и массаж продолжается…

Влияние музыки на человека трудно переоценить, а само понятие «музыкотерапия» известно и применяется с древнейших времён и, в своём развитии, дополняется ещё и «звукотерапией». Как правило, для этих целей используется живой звук и определённый набор отдельных частот. Этот момент хорошо иллюстрирует тот факт, что ещё древние славяне успешно лечились, уходя в лес и пропевая там определённые гласные.

«А», например, относилась к сердцу, «О» – к лёгким, «У» – к печени и т.д. Ограниченное же применение музыкотерапии в наше время во многом объясняется низким качеством звука (или заоблачной стоимостью аппаратуры типа High-End). Решение этой базовой проблемы гарантирует высокую эффективность новой системы, простота и доступность которой предполагает её использование не только в условиях стационара, но и практически в каждом доме, выполняя задачу оздоровления людей.

   Почти 40 лет прошло с те пор, как появилась новая акустика и, казалось бы, давно должна прийти на смену отжившему свой век, «стереозвуку». Она успешно прошла испытания в различных инстанциях (в т.ч. – в Институте Мозга РАН), применялась на различных площадках – от Звёздного зала Планетария (оздоровительные групповые сеансы для детей) до Специальных кабинетов психореабилитации (для лётчиков морской авиации на кораблях ВМФ России. Оформлено авторское свидетельство и патент «Ноу – хау» — как необходимая защита от безграмотных «рационализаторов». Без знания секретов сборки и настройки акустической системы её практически невозможно запустить в работу .

Но, как известно, законы рынка настолько античеловечны, что когда здравый смысл не стыкуется с выгодой, – побеждает обычный, тупой расчёт… Во всяком случае, одна известная Международная Федерация уже давно пользуется системой «Обертон» (назвав её почему-то «Эпидавр») и, напуская околонаучный туман в рекламных роликах, торгует ею по бешеной цене (от 50 штук !) – и не только в России…

Пришла пора исправить эту несправедливость и, подняв на должную высоту этот вопрос, решать его должным образом.

P.S.

В 2002 году Б.В. Гладков, к тому времени уже известный учёный, которого признали своим действительным членом три российских Академии, выпустил, даже не книгу, а скорее брошюрку (есть в Интернете), где изложил основы «Сферодинамики» – совершенно нового научного направления. На языке школьной математики в ней ясно показаны основные Законы и Принципы построения нашей Вселенной и выведена Её единая формула…

В сумятице тех лет Открытие такого масштаба мало кого взволновало и, похоже, что для должного Его осмысления – это время пришло.